Вопросы священнику

Зачем нужно отпевание?

kanun

Особой заботой Церкви во все времена было оказание дани уважения усопшим, ведь каждый из нас — это образ Божий, а тело — Его храм. Сталкиваясь со смертью родного человека, мы подсознательно понимаем, что в этот момент соприкасаемся с вечностью и многое сейчас зависит от нас, потому что мы ещё имеем волю и силы, чтобы «ему там было хорошо». Самой необходимой помощью нашему близкому, ушедшему от нас в вечность, является наша молитва и совершение чина православного погребения в храме.

В середине XX века во времена гонений на Церковь сложилась практика отпевания на дому, когда храмы были разрушены или закрыты, и верующие в атеистическом государстве стремились не привлекать внимание власти и общества, дабы избежать возможных негативных последствий.

Милостью Божией этот период давно прошел, но сложившееся искажение по-прежнему сохраняется, видимо по инерции.

Необходимо сказать и о том, что нашей леностью и духовной безграмотностью могут воспользоваться недобросовестные люди, воспринимающие людское горе как средство для наживы. Велик риск, что проводить покойного «в путь всея земли» придет псевдосвященник, запрещенный в служении и не имеющий права совершать священнодействия, либо будут нарушены важнейший части чинопоследования. К сожалению, подобные случаи сейчас далеко не редкость.

Важно отметить роль ритуальных организаций, которые по сути своей должны помочь родственникам усопшего достойно подготовить прощание с ним. Однако часто именно из-за этой «помощи» люди отказываются везти покойного в храм, так как бывают ограничены в средствах, а ритуальные услуги обходятся недешево. Нам нужно помнить, что мы, христиане, призваны помогать друг другу сохранять традиции веры и благочестия и во времена благоденствия и во времена нужды.

Погребение — это возможность при последнем прощании отдать не отданные  при жизни частички любви, тепла и почтения и не лишить наших усопших близких последнего посмертного входа в храм — Дом Божий, где силами нашей совместной молитвы прощаются многие земные прегрешения, и человеческая жизнь возвращается в недра её начала — к Богу.

— Какие события вспоминаются в праздник Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна?

— Об этих событиях повествует Евангелие от Луки (см. Лк. 1:5-80). Праведные родители святого Иоанна Крестителя — священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне, до глубокой старости не имели детей. Однажды святой Захария совершал Богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Архангел предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого народом Спасителя — Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь детей и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.Настало время, и святая Елисавета родила сына. Мать пожелала назвать его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему» (Лк. 1:63) — и тотчас связывавшие его речь узы разрешились и святой Захария, исполнившись Духа Святого, благословил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и своем сыне Иоанне — Предтече Господа: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века  святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лк.1:68-79).

После Рождества Господа Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить  всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с требованием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета продолжала жить с сыном в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии с сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

 

— Как праздновать церковные праздники?

— В дни церковных праздников следует свести до минимума все житейские дела, чтобы высвободить время для молитвы, которая способствует духовному переживанию празднуемого священного события. Эти дни желательно посвящать Богу. Если позволяют жизненные обстоятельства, то надо принять участие в Богослужении, исповедоваться и причаститься. Время после храма посвятить чтению Священного Писания, творений святых отцов и делам милосердия, например, посетить одиноких, больных, заключенных, накормить бедных.

Если нет необходимости, то в праздничные дни желательно не работать. Праздником надо дорожить и чтить его, но это не время для безделья и пышных увеселительных застолий.

 

— Что такое брак в церковном понимании?

— Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и воспитанию детей. рак сам по себе святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.

 

Как поститься детям, больным и престарелым людям?
– Пожилые, больные люди, дети (до 14 лет), а также беременные женщины могут не соблюдать строгий пост, о мерах послабления следует посоветоваться со священником. Дети, больные и престарелые, которые не могут хранить совершенного поста по Уставу, не лишаются матернего благосердия Церкви, действующей в любвеобильном духе своего Владыки и Господа.
«Относительно поста, когда нет здоровья, — пишет святитель Феофан Затворник, — терпение болезни и благодушие во время ее заменяют пост. Поэтому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная».
Ослабление поста Отцы Церкви советуют вознаградить внутренними чувствами сокрушения о грехах и возжеланием приблизиться к Господу.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, сколько раз в год можно  собороваться? Нужно ли готовиться к этому?

Настоятель Свято-Митрофановского храма протоиерей Сергий Чибисов:

— Собороваться можно, начиная с семи лет. Таинство соборования основывается на словах святого апостола Иакова: «Болит ли кто у вас, да призовет пресвитера церковного и да молитву сотворит над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь и аще грех да сотворил, отпустит ему». То есть, это Таинство для исцеления тела и души.

Для соборования нужна вера, тогда Господь пошлет приступившему к Таинству здравие телесное и душевное.

Обычно по христианскому обычаю соборуются Великим постом, но Таинство допускается и несколько раз в год при различных болезнях – это уже зависит от желания, настроя христианина.

К этому Таинству существует много предрассудков – дескать, нельзя после ходить босыми ногами, соборуются только перед смертью. Все эти предрассудки от лукавого.

 

— С какого возраста ребенок должен идти к Причастию натощак?

— Эти вопросы решаются индивидуально по совету со священником. Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по необходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и телесному здоровью. Детей постарше, с 5-6-летнего возраста постепенно приучают к обычному посту перед Причастием и вообще к «взрослому» режиму питания и жизни.

 

— С какого возраста ребенок должен готовиться к Причастию с молитвой?

— Ребенок должен готовиться к Причащению вместе с родителями, для которых молитвенная подготовка обязательна. Если они с малолетства ребенка позаботятся о его воцерковлении, тот, научившись читать, сам уже начнет готовиться к принятию Таинства с молитвой.

Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит  из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон грядущим, а утром – утренние молитвы. По благословению духовника это молитвенное правило может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

 

— Что делать, если нашелся золотой крестик в чужом городе: можно ли его носить, или лучше отдать в храм? Правду ли говорят, что надевая чужой крест, тем самым принимаешь крест носившего его человека?

— Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный крестик можно отнести в Церковь или освятить и носить, если нет своего, или отдать тому, кто будет его носить. Крест – это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил.

 

— Как поступить с духовной книгой, пришедшей в негодность и не подлежащей починке?

— Нужно принести ее в храм, здесь о книге позаботятся.

 

— Можно ли принимать пищу в утренние часы перед посещением храма?

— По церковному Уставу делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании Богослужения антидор или просфору, которые принимают натощак. Но Устав рассчитан на физически здоровых людей. Для детей и людей, страдающих физическими недугами, возможны послабления, им разрешается принимать пищу перед посещением храма.

 

— Что надо делать перед входом в храм?

— Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестным знамением сделать поясной поклон, мысленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив ко мне грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи, помилуй». Главное, постараться оставить мысли о повседневных делах и иметь в душе молитвенный настрой на общение с Богом.

 

— Как вести себя в храме?

— Приходя в храм — дом Божий, надо соблюдать установленные в нем правила, вести себя благочестиво и не создавать неудобств другим людям. Правила эти распространяются и на внешний вид. Женщинам не следует ходить в храм в очень коротких юбках, в кофтах и блузах совсем без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчинам не следует приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины снимают головные уборы.

Приходить в храм хорошо за 10-15 минут до начала Богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого встать на свободное место. По традиции. во время Богослужения мужчины стояли в правой части храма, а женщины — в левой. Не следует ходить по храму во время Богослужения, вести разговоры.

 

— Почему в храме надо стоять во время служб?

— Христианин во время Богослужения должен быть благоговейным соучастником священного действия, а не любопытным зрителем. В храме совершаются Богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит перед Богом своей душой, умом и сердцем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение. Выражая почтение начальнику, человек встает. Бог является Начальником  всей жизни, все, что существует, создано Им. Отношение человека к Богу определяется влечением духа. Поэтому, для выражения глубокого почтения к Богу, в храмах принято стоять во время Богослужений. И тот, кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости.

Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуждающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста) могут сидеть на скамейках, имеющихся в храме. Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии следует вставать. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», — говорил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).

 

— Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чем надо молиться?

— Нет специального правила кому и сколько свечей ставить. Можно сначала поставить свечу на подсвечник в центре храма, где на аналое обычно лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери, святым угодникам Божиим. О упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике — кануне.

В молитве в первую очередь выражают благодарность Господу Богу за Его благодеяния. Молятся о прощении грехов, которые человек совершил и чувствует от этого тяжесть на душе. Можно и просить помощи в имеющихся нуждах.

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *